СРЕДНЕРУССКИЕ ПЧЕЛЫ - KUZOVAT info

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СРЕДНЕРУССКИЕ ПЧЕЛЫ - KUZOVAT info » Другие темы » Пчеловодная мудрость


Пчеловодная мудрость

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Семь заповедей пчеловода
1. Никогда не воображай, что знаешь о пчеловодстве все; не гордись знаниями и своими большими медосборами; будь скромен и трудись как пчела: работа должна тебя сдерживать и облагораживать.Человек учится, пока живет. Очень хорошо, если ты доживешь до того времени, когда найдешь знающего еще больше, и он сможет стать твоим учителем.
2. Не считай, что знания и опыт, приобретенные возле пчел, только твои и их нужно скрывать и прятать; искренне и чистосердечно делись своими знаниями с другими, тогда принесешь пчеловодству пользу.
3. Отстаивай свои убеждения, пока не поймешь, что противник тебя убедил. А когда поймешь, откровенно признай свои ошибки и исправляй их на пользу себе и остальным.
4. Никогда не спорь с другими и не критикуй, пока не сможешь доказать и показать, что написал и сделал хотя бы столько же, если не больше и лучше, чем тот, с кем собираешься спорить и кого хочешь критиковать.
5. Никогда не упускай возможности читать пчеловодные книги и журналы. Всегда найдешь в них что-нибудь, чему следует поучиться или что подвигнет тебя на размышление и созидание.Кто отгораживается Китайской стеной воображаемого всезнайства, тот обречен на застой и отставание.
6.Никогда не перенимай и не создавай ничего, что придется потом переделывать и улучшать: ни конструкции ульев, рамок, инструментов и приспособлений, ни способов содержания пчел, пока не убедишься, что все это до тебя другие «проходили» - будет меньше разочарований и не станешь посмешищем для других.
7.Не жалей ни средств, ни трудов для посещения пчеловодных собраний, конгрессов и выставок у себя в стране или за границей. Только так сможешь получить настоящее представление о пчеловодстве, а также о величии человеческого духа, равно как и о ничтожестве и тщеславии людей.

Светозар ГАВРИЛОВИЧ, 1911 г. Перевел с сербского В.Ефимов

0

2

Основные положения работы пчеловодов.

1. Никогда не становитесь сами на линии лёта пчел и не позволяйте
это делать другим.
2. При работе на пасеке старайтесь надевать предназначенную для этого
Одежду (полотняный белый халат) и постоянно перед каждым осмотром
пчел помыться или, по крайней мере, хоть руки. Одежда черного цвета, а
также шерстяная всех цветов раздражает пчел.
3. Не работайте на писеке в дождливую погоду, перед началом грозы, в
ветер, а выбирайте для этого время, когда большенство пчел вылетает в
поле. После обильной выпивки также не разбирайте гнезд пчел.
4. Все работы на пасеке проводите обдумано, со спокойствием, без
нервной суетливости, а после выполнения работ сейчас же зделайте по
каждому улью запись в журнале ( в лицевом счете семьи).
5. Защищайте во время осмотра лицо сеткой и не бахвальтесь тем, что
можете работать без нее и пчелы вас не жалят. Больше уверенности в работе,
когда на голове имеется сетка. Домашние животные ( кошка, собака, лошадь)
приспосабливаются к человеку, но пчелы не признают хозяина. Поведение
пчел нужно изучать.
5. Если вас ужалила пчела, не вздрагивайте, ничего не бросайте, не
роняйте сотов и старайтесь не давить пчел. Надо удалить ногтем жало и
терпливо окончить дело с помощью дымаря.
6. Имейте при себе дымарь, но не злоупотребляйте дымом. Прежде чем
снять крышку с улья, подымите пчелам в леток. Во время разборки гнезда
не дымите на осмотриваемую рамку и старайтесь не дышать на пчел. Не
наполняйте улей дымом. Умейте пользоватся дымарем. Отбирая соты с
медом из магазинов в главный взяток, среди дня влеток можно не дымить,
чтобы не мешать работе пчел. После умелой отборке меда лет пчел усилится
и наоборот.
8. Маток злых семей заменяйте другими, но если эти семьи хорошие
работницы, заставляйте их наполнятся медом перед тем, как начнете
осмотр- то есть подымите.
9. Нужно стремится к тому, чтобы при роении и возвращающиеся со
взятком, как правило, не жалят.
10. Пчелы не люблят резких движений вблизи ульев, особенно если от
этих движений приходит в сотрясение их жиище.
11. При выходе роя и при посадке его жалят только те пчелы, которые
присоедиились к рою, не набравши меда.
12. создайте для пчел все условия, необходимые для их жизни.
13. Имейте на пасеке только сильные семьи пчел.
14. Регулярно прочищайте нижние летки ульев, если они закупориваю-
тся трупами пчел.
15. После вылета пчел сокращайте гнезда по силе семьи, чтобы пчелы
обсижывали все соты. Но и не находились за диафрагмой. Не отнимайте рам
с пергой из гнезд пчел весной.
16. Тяжелые соты с медом весной держите за делительной доской, а не в
гнезде, иначе мед будет охлаждать гнездо. Мед в улье должен быть доступен
пчелам и хорошо утеплен вместе с гнездом.
17. Пополняйте весной запасы меда в гнездах до 10 кг и более.
18. Рано весной, после облета, рекомендуется вывозить пчел в лес, где
имеются ранние медоносы, и держать их там до использования взятка липы.
19. В начале цветения медоносов на полях вывозите пчел на них.
20. Чтоб иметь от пчел доход, не держите маток старше двух лет, а на
одном месте более 50- 60 пчелиных семей.
21. Хорошо утепляйте пчел, но избегайте использовать для этого соло
му, которая привлекает мышей.
22. Пасека должна быть защищена от ветров и в течении всего дня
освещаться солнцем.
23. Побуждайте весной матку откладывать яйца и в холодное время:
давайте мед, завернутый в марлю или в бумагу, сверх гнезда.
24. Не разбирайте гнездо в без взяточное время,чтобы не вызвать
воровства среди пчел.
25. Разширяйте гнезда готовыми, отстроенными сотами последователь-
но. Ставте рамки с краю гнезда а не всередину, чтобы не охладить гнездо и
не уменшить лет пчел.
26. Обновление сотов производите до главного взятка, когда в природе
есть небольшой взяток. И пчелы занимают все рамки гнезда. Безвременная
постановка в улей искуственой вощины может затормозить развотие
пчелиных семей.
27. Не перегружайте пчел излишним строительством, а с наступлением
главного взятка искусственную вощину в гнездо не не подставляйте совсем,
кроме 3-4 полулистов в магазин.
28. Путем усиленного использования маток и пчел не допускайте в
семьях роевого настроения и не дробите пчел до главного взятка.
29. Создавайте пчелиные семьи- гиганты и не допускайте их доестес-
твеного роения, которое снижает наполовину медозбор.
30. От семейпчел, занимаюших все гнездо, до главного взятка и с
признаками роения, отбирайте зрелый расплод печатный, но
не более 2-3 рамок за один прием.
31. Рамки со зрелым расплодом помещайте во второй корпус на сильных
же семьях, загружая работой матку в нижнем корпусе до перехода ее на верх,
где при выходе детки она опять найдет большой простор в червлении.
32. Обезательно загружайте пчел строительством сотов в семьях-
гигантах. Ставьте искусственную вощину в верхний корпус, прикрывая
расплод.
33. Чтобы не затормозить накопление пчел в ульях большим перерывом
в червлении, не сменяйте маток до главного взятка. Если нет плодных
запасных пчелиных маток, то создайте условия для имеющихся маток путем
подкормки чтобы они усилили кладку яиц.
34. Смену матки лучше произвести после окончания медозбора или на
исходе его.
35. Выводите пчел на взяток и на опыления с\х культур на расстояние не
ближе чем на 3-4 км от места пасеки. Несколько слабых семей оставте на старом
месте на случай пополнения их вернувшимися на свое место лётными
пчелами.
36. Изпользуйте околопасечные участки для посева специальный трав:
фацелин, горчицы итд…
37. Когда наступит главный взяток, и контрольный улей будет показы-
вать прибыль, начнется побелка сотов в гнездах, немедленно вставте магази-
ны, а на боле сильные семьи и вторые корпуса, не считаясь с тем, есть ли в
гнездах мед или нет.
38. Чтобы полностю использовать медозбор и не затормозить постап-
ление меда в ульи, своевременно откачивайте мед из магазинов. Не дожи-
даясь его печатания на крайних сотах.
39. частая отборка меда увеличивает усердие пчел в работе, как и
неоднократный отбор печатного расплода, побуждает матку к большему
откладыванию яиц.
40. Накапливайте лучший мед во вторых корпусах и не откачивайте его
из них, пока не решится судьба медосбора.
41. По окончании главного взятка немедленно снимите магазины и
сократите по возможности лотки, а мед откачивайте к концу дня, чтобы не
вызвать воровства.
42. За счет верхних корпусов, если вних работают матки и есть расплод,
организуйте отводки на 5-6 рамках. Если же матка вытеснена медом из
верхнего корпуса в нижний корпус, то запечатанные рамки верхнего корпуса
с лучшим медом храните, как неприкосновенный фонд для пополнения
запаса меда в гнездах на зиму или на подкормку весной.
43. Никогда не откачивайте мед из рамок с имеющимся открытым
расплодом.
44. Оставляйте пчелам на зиму не менее 18 кг меда и недопускайте под-
кормки зимой. Пополнение запасов корма в гнезде производите в августе.
45. Не допускайте зимовку пчел на падевом меду, меду из подсолнуха и
некоторых цветочных. Следите за накопление падевого в течении
всего сезона. При составление гнезда рамки с падевым меда отбирайте,
заменяя их рамками с хорошем медом, собранный в начале медосбора.
46. К 1 сентября гнезда должны быть составлены и полностью
обеспечены медом. После сборки гнезд и утепления, пчел без нужды не
тревожте, так как случайно при осмотре можете задавить матку. Не
мешайте пчелам готовиться к зиме.
47. В случай раннего окончания взятка и прикращения червления
побуждайте маток к осеннему червлению втех семьях, в окажется
при осеней ревизии мало расплода. Для увеличения количества пчёл в
ульях подкормка осенью на черву особенно полезна в местах с зарослями
вербы для получения с нее меда ранней весной.
48. После прекращения лётной деятельности пчел летки ульев
сокращайте до размеров, соотвествующих проходу 2-3 пчел. Летки
зарешетчивайте от мышей так, чтобы пчелы могли выходить на осенние
облеты, которые очень желательны.
49. Следите чтоб в ульи ещо с осени не смогли проникнуть мыши,
иначе они могут завести гнездо в подушках.
50. Не допускайте, чтобы осенними дождями пролило ульи, и от этого
создалась сырость в ульях. Следите за исправностью крыш.
51. Поздней осенью, когда листья деревьев уже опали, в некоторые дни
или даже часы, если только позволить температура воздуха, пчел побуждайте
к облету постукиванием по улью. Это очень полезно, так как пчелы ещо раз
очистятся перед зимовкой.
52. Подкормка пчел зимой допустима лишь в крайних случаях, если
пчелы не обеспечены медом. Зимняя подкормка сама по себе- фактор
отрацательный, Ане положительный.
53. Доход от пчел можно получать только от сильный и здоровых семей с
молодыми матками.

0

3

http://s5.uploads.ru/t/jqsAC.jpg
в библиотеке пчеловода представлено описание и характеристика видов пчел - среднерусская пчела. Представлены специальные произведения - материалы как пчеловодство для начинающих, так и для тех, кто разводит пчел уже не первый десяток лет и желает вспомнить что-то подзабытое, или узнать для себя что-то новое – новые подходы, примеры других опытных пчеловодов, пчеловодов труд и жизнь которых золотыми буквами вписана в Пчеловодческую историю России. Да есть книги, которые в некоторой своей части устарели, но совсем слабых мало известных пчеловодческих произведений Вы здесь не встретите. из приглашения
Добро пожаловать на частную Пасеку.pp.ru
Любите пчел, одних из самых разумных и трудолюбивых существ на нашей планете. Поверьте – нам есть чему учиться у этих замечательных насекомых.
При прочтении, какого либо нужного момента на данном пчеловодческом ресурсе не поленитесь поискать, например простым поиском по сайту тот же момент, но освещенный другим автором. Основываясь на своём собственном сверх-скромным опытом могу утверждать, что каждый пчеловод делает, так как его учили.. или как легче ему.. И далеко не факт что данный способ является оптимальным для большинства. Поэтому, только сравнив два - три источника можно останавливаться и формировать свое собственное мнение по конкретному пчеловодческому вопросу.
На сайте - работа на пасеке - описана более чем десятком авторитетнейших пчеловодов нашей страны. На сайте Пасека.ру вы сможете скачать чертежи ульев, руководства по лечение пчелами, описание и оценка различных пород пчел, методики оценки качества меда.
Как правило, все это представлено отдельными статьями или даже разделами в представленных книгах по пчеловодству, например, посвящены биологии пчел, функций трутней, пчелиной матки.
Так же в библиотеке пчеловода представлено описание и характеристика видов пчел - среднерусская пчела Представлены специальные произведения - материалы как пчеловодство для начинающих, так и для тех, кто разводит пчел уже не первый десяток лет и желает вспомнить что-то подзабытое, или узнать для себя что-то новое – новые подходы, примеры других опытных пчеловодов, пчеловодов труд и жизнь которых золотыми буквами вписана в Пчеловодческую историю России. Да есть книги, которые в некоторой своей части устарели, но совсем слабых мало известных пчеловодческих произведений Вы здесь не встретите.
Конечно же, в энциклопедии пчеловодства представлен и официальный закон о пчеловодстве, в левом основном меню - Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках - Минсельхоз.

В общем представленная пчеловодческая литература - книги по пчеловодству охватывают все сферы пчеловодства и просто знаний человека о пчелах, а об этих уникальных тружениках.
Приятного, а главное полезного чтения.
http://paseka.pp.ru/

0

4

'Справочник по пчеловодству'
Буренин Николай Леонидович, Котова Галина Николаевна
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва «Колос» 1984

http://s5.uploads.ru/t/m2vcU.jpg

Листать здесь: http://paseka.su/books/item/f00/s00/z00 … t000.shtml

0

5

Пчелы: Повесть о биологии пчелиной семьи и победах науки о пчелах
Каждый, кто впервые знакомится с пчелами, попадает в поразительно интересный, диковинный, можно сказать, фантастический мир, великолепно организованный и бесконечно гибкий, простой в своем естественном совершенстве и в то же время беспредельно сложный. Читатель заглянет в их улей декабрьским днем, когда зима поворачивает на мороз, а солнце на лето, и в сонном клубе пробуждается жизнь пчелиной семьи. Он увидит их в весенний полдень, когда сады одеты белой пеной и пронизаны гудением сборщиц, опыляющих цветы, и глубокой осенью, когда поля уже давно сжаты, а пчелиные гнезда убраны. Васильева Е.Н., Халифман И.А.
http://s4.uploads.ru/t/g4Nvp.jpg

Листать здесь: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st000.shtml

0

6

http://s4.uploads.ru/t/Lmi7s.jpg
Помимо книг на раздаче терабайт фильмов про медоносных пчел и пчеловодство. Также все эти книги и журналы вы можете скачать с торрента. djvu и pdf torrent (28 Кб) odt.torrent (30.9 Кб) журналы газеты.torrent (45.2 Кб)
http://medosbor.com/books.shtml

0

7

http://s5.uploads.ru/t/VE2XB.jpg
Листать здесь: http://www.apitechnologi.ru/index/janvar_1911/0-21

0

8

http://s4.uploads.ru/t/8hQty.jpg
Единственная тайна пасек. Сайт создан по материалам знаменитого пасечника Юлиана Любецкого, жившего в 19 веке.
http://s4.uploads.ru/t/ArOYu.jpg

От автора
Я создаю этот сайт для братьев пасечников и поэтому в изложении теории на сайте ограничусь лишь самым необходимым для практики, нарочно пропуская все, без чего может обойтись пасечник : делаю это с целью, чтобы массою менее нужных подробностей не помешать уразумению тех предметов, которые действительно служат основанием разумной практике.


Среднерусская (темная лесная, среднеевропейская, собственно медоносная). Пчелы этой породы широко распространились в западной, центральной, восточной и северной частях Европы. Естественное расселение среднерусских пчел дошло до Урала, завезены в Сибирь, Среднюю Азию, Забайкалье, се­верные районы европейской части страны.

Цвет хитина рабочих пчел однородный, темно-серый, дли­на хоботка колеблется в пределах от 6 до 6,4 мм в зависимости от географической широты местности и сезонных изменений. Масса пчелы в однодневном возрасте 110 мг, неплодной мат­ки — 190 мг, плодной — 210 мг и более.

У пчел этой породы совершенно отсутствует склонность к тихой смене и сожительству маток. Плохо защищают свои гнезда о т пчел —воровок и отличаются значительно меньшей склонностью к пчелиному воровству, чем южные породы. При осмотре гнезда пчелы повисают на рамках «гроздьями», бывают агрессивны и беспокойны. Печатка меда «сухая», белая.

В условиях средней полосы России среднерусские пчелы хорошо используют сильный и средне- и позднелетний ме­досбор, в особенности с липы и гречихи. Западные популяции специализированы на использование медосбора с вереска. Ин­тенсивно посещая цветки медоносов одного вида (липа, гречи­ха, кипрей), пчелы сравнительно медленно переключаются на вновь появляющиеся источники, отличаются слабой предпри­имчивостью в их отыскании. Пониженная миграционная спо­собность, которая мешает среднерусским пчелам эффективно использовать полифлерный, а также любой относительно слабый, неустойчивый медосбор, по-видимому, также объясняет­ся условиями формирования этой породы.
адрес:
http://apiary33.ru/st/a_mellifera.html

0

9

http://s5.uploads.ru/t/Cwxn9.jpg

Письмо 260 пчеловоду М. А., о вразумлении от пчел

Всю жизнь Вы занимаетесь одним благородным делом - пчеловодством. И сейчас Вы делитесь своим особенным опытом, полученным от пчел. Наблюдая за ними, Вы убедились, что пчелы жестоко нападают на недобрых и распутных людей. Очень редко пчела ужалит ребенка, девицу или вообще чистого и доброго человека,- вернее, пчелы никогда их не жалят, если только случайно не подвергнутся от них опасности. Следовательно, на нечистых они нападают, а от чистых только защищаются. Однажды пчелы спасли Вас от бандитов. Вас хотели ограбить, Вы не отдавали деньги, и пчелы набросились на нападавших и так искусали их, что они едва смогли найти выход с пасеки.
В Священном Писании сказано: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Притч. 6, 6). И к пчелам можно направить человека с ленивыми руками и с ленивым умом, чтобы научился трудолюбию, умеренности, порядку и предвидению. И еще чему-то великому, даже величайшему, что редко можно увидеть в природе в такой степени, как у пчел: это великое есть самопожертвование. За “народ” из своего улья каждая пчела всякую минуту готова положить жизнь. А самое великое общее самопожертвование показывают пчелы в роении.
Один знаменитый бельгийский писатель посвятил жизни пчел целую книгу. Вот что говорится в ней о пчелином роении: “Роение - это не просто переселение пчел, а жертва, сознательная жертва, которую нынешнее поколение приносит поколению будущему, сменяющему его”. Далее он продолжает: “Это не инстинкт, и даже не закон природы. Обычно законом мы называем то, что для нас необъяснимо, неважно, касается это пчел или людей…”. Но что же тогда? - Любовь и забота о маленьких пчелках, о новом поколении пчел. Ради этой любви старые пчелы роятся и покидают свой дом, где они прежде жили, оставляя его полным меда, и улетают неизвестно куда в поисках пристанища. Представь себе, как бы повели себя даже самые самоотверженные патриоты, если бы им сказали: покиньте родину ради молодого поколения, оставьте очаги и имения свои и уходите! Много ли найдется людей, без колебаний последующих примеру пчел?
И многое другое пишет о пчелах автор книги, чудеса из чудес: например, он рассказывает, что пчелы разговаривают между собой, устраивают собрания, поют песни - веселые и грустные, у них есть свои боевые команды; они издают множество тончайших, полных смысла звуков (Метерлинк , “Жизнь пчел”). А Вы знаете, что среди пчел нет “безбожников”. Больше того, некоторые с помощью пчел познали Создателя и Бога своего и чудесный Его Промысл о всякой твари.
http://www.psaltyr.ru/nikolai-serbskii/ … pchel.html

0

10

Пчеловодство в афоризмах, цитатах, поговорках.
Любовь к пчеловодству-это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью пчеловода.

читать

Любовь к пчеловодству-это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью пчеловода.

Жажда наживы не создала еще ни одного пчеловода, но погубила многих.

Как страшен, может быть, разум, если он не служит пчеловоду.

Работа в области пчеловодства не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам.

Пчеловодам нельзя стать, им можно лишь делаться.

Не бывает плохих или хороших пчел - бывает плохой пчеловод.
Мудрый пчеловод говорит о том, что видел; глупый? что слышал.

Бывают люди, считающие себя продвинутыми пчеловодами, которым доскональное знание теории пчеловодства не мешает все-таки быть ослами на практике.

Глупец тот пчеловод, кто бросает дело на полдороги и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет.

Если пчеловод не понимает проблемы, то он изобретает все новые и новые способы пчеловождения, а когда поймет, в чем дело, их остается в лучшем случае два.

Крупный успех в пчеловодстве составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

Большинство начинающих пчеловодов путает? уже слышали с? уже поняли.

Лучший способ предвидеть что будет ? помнить о том, что было.

Надо поспешно делать то, что не так важно, чтобы делать не спеша то, что важно.

Проблемы в пчеловодстве важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются.

Понять мир пчел и полюбить их ? две задачи, которые нелегко примирить между собой.

Чтобы постичь окружающий нас мир, а в частности мир пчел, нужно знать его во всех подробностях, а так как этих подробностей почти бесчисленное множество, то и знания наши всегда поверхностны и несовершенны.
Пчеловод , знающий только пчеловодство- не знает и его.

Пчеловоды-упрямцы хотят верить лишь тому, что они понимают; вот только понимают они очень мало.

Избегайте тех пчеловодов, кто старается подорвать вашу веру в себя. Настоящий пчеловод, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать тоже настоящим.
Избегайте тех пчеловодов, кто старается подорвать вашу веру в себя. Настоящий пчеловод, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать тоже настоящим.
Нельзя научить мудрости- но исцелять от невежества необходимо.
Невежество в пчеловодстве- это демоническая сила , и надо опасаться, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Смотрите как у медоносных пчел,
Созданий, что, руководясь природой,
Они нас учат — как порядок учреждать
И действовать должны мы в пчеловодстве.

Тяжелый грех представляет собой желание некоторых пчеловодов во чтобы то ни стало сохранить старую теорию, если она даже не в состоянии объяснить новые факты.

Ищите истину. Истина имеет то неоспоримое достоинство , что в ней правда, а в области пчеловодства нет ничего нравственнее правды.

Часто слышишь от начинающих пчеловодов, я не хочу жить чужим умом , я сам все обдумаю. Зачем же Вам обдумывать обдуманное? Берите готовое и идите дальше. В этом сила человечества.

Желающий заняться пчеловодством обычно живет мечтой о больших успехах в этой области. Хорошая мечта. Некоторым это будущее рисуется радужным, победы- легкими, а результаты- значительными. Тот кто думает так глубоко ошибается. Путь к этой заветной цели лежит через упорный, настойчивый труд. Действительно Желание – это великая вещь. Ибо за Желанием всегда следуют Действия и Труд, а Труд почти всегда сопровождается Успехом.

В книги науки о пчелах никогда не бывает последней страницы.

Пчеловод всегда должен жить мыслью, что нет ничего законченного. Потому что всякое дело рук человеческих, объявленное законченным, тем самым уже является делом гиблым.

Пчеловод – философ как Бог.
Философия должна быть внедрена в пчеловодство, и пчеловодство в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в пчеловодстве. Пчеловодство стольже мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя из доставляемых ей фактов из пчеловодства.

Философская мудрость пчеловода состоит не только в том, чтобы уметь утвердительно или отрицательно ответить на вопрос, но также и в признание возможности существования таких вопросов, которые по самой своей природе должны остаться без ответа.

Кстати о фантазии. Неправильно думать, что она нужна только поэту- это глупый предрассудок- пчеловоду она также нужна. Фантазия есть качество величайшей ценности.

Одно из главных достоинств пчеловода- это старое средство, как аспирин- быть приятным человеком.

Лишь тогда пчеловод может лечить своих пчел, когда размеры болезни ясны.

Многие пчеловоды устремлены к знанию, но некоторые не замечают его.
Если Вас спросят: где же поиски совершенства? Отвечайте: в любви, красоте и действии - тех трех путей достаточно.
Не злословьте и не проклинайте если на пути Вашем попадаются неродивые пчеловоды, ибо град проклятий больно бьет голову сказавшего их.

Не бойтесь нового. Перед новым познанием особо болит сердце, но эта боль в чистом месте обратится в истинное знание.
Лечить все недуги пчелиные можно лечить противопоставлением жизнеспособности.
Опасность мудрого пчеловода в том, что он больше всех подвержен
соблазну влюбиться в неразумное.

Следует выжидать свою идею и дать
ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь своего
источника, который никогда не может быть источником кого-либо
другого.

Если имеешь счастье оставаться темным пчеловодом, то можешь
воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в
особенности "болтать всякое".

Видеть и все же не верить, -- первая добродетель
познающего пчеловода; видимость -- величайший его искуситель.

Лишь человек делает этот таинственный мир пчел мыслимым -- мы все еще заняты
этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир этот отныне
его творение -- и ему приходится теперь, подобно
всякому творцу, любить свое творение!

Среди пчеловодов существует два сорта людей: одни
всегда размышляют о своей выгоде, другие -- о любви к этому занятию.
Совместить то и другое удается далеко не каждому.

Право на новые ценности в пчеловодстве -- откуда взять их?
Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.

В пчеловодстве желать чего-то и добиваться этого -- считается признаком
сильного характера. Но, даже не желая чего-то, все-таки
добиваться этого -- свойственно сильнейшим.

Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все
же она есть признак веселого настроения. Пчеловод, одержимый
этой волей, выглядит порой столь же потешным образом, как слон,
силящийся стоять на голове.

Чем ближе вы к полному охлаждению в отношении всего
проделанного доныне, тем больше приближаетесь вы и к новому
разогреванию.

Пчеловода одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество спокойно встретить любую неудачу.

Я рекомендую всем неудавшимся пчеловодам поразмыслить, не жажда ли
наживы довела Вас до крайности.

Лишь тот пчеловод счастлив, у кого потребность в
знаниях растет вместе с отвращением к незнанию.

Занимаясь пчеловодством и непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода неудачи, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя,
что, по сути, является самым непонятным достижением человека.

«Возлюби пчел своих» -- это значит, прежде всего:
«Оставь пчел своих в покое!» -- И как раз эта деталь
пчеловодства связана с наибольшими трудностями.

Желание заняться пчеловодством возникает у многих.
Но нельзя желать того, что до этого не было познано.

Всякая вещь в природе, и в частности в пчеловодстве, является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас.

Вы из себя должны понять мир пчел, а не себя из этого мира.

Не стыдитесь, когда Вам помогают. Ну что же делать, если Вы не в силах один справиться с какой либо проблемой, а с другими вместе это возможно.
Встречаются и такие люди в нашем деле, которые упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды уже разобраны, а последние им не хочется занимать.

Настоящий пчеловод-это человек, который знает о своих исключительных способностях и все-таки продолжает работать.

Получив знания, не прятчи их в глубине своей памяти,. а доносите до всех. И пусть всем они приносят пользу.

http://bomboos.narod.ru/bee.html

0

11

ПОВЕРЬЯ РУССКИХ ПЧЕЛОВОДОВ

http://se.uploads.ru/t/Seu6E.jpg

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Каждый пчеловод - колдун-знахарь.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
У кого хорошо ведутся пчелы - знак особой милости Бога.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Злому неправедному человеку лучше не водить пчел.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Пчела настолько свята в Божьем мире среди созданных Богом существ, что даже сам грозный Илья Пророк не может ударить громом-молнией в пчелиный улей, хотя бы за ним укрывался нечистый дух - огненный змей.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Ужаленный пчелою человек считается погрешившим в этот день против Духа-Свята.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Приблудный, залетный рой, привившийся к чужому дому или в подполье, сулит хозяину счастье: кто не станет всячески оберегать это "счастье", тому падет на голову, как снег, беда неминучая.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Рой же залетный с чужого пчельника, и привившийся к часовенке, стоящей на пчельнике с образом Святой Соловецкой двоицы Зосимы и Савватия, считается кроме того освященным свыше и должен оберегаться с особым тщанием от всякой случайности. К улью с таким роем, отмеченному красным крестиком, подносят в роевне при пересадке каждый новый рой - как бы на поклонение. При этом неизменно поминаются святые имена покровителей пчеловодства, насадивших пчелиное хозяйство на северной окраине земли русской.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Украсть улей с пчелами - святотатство.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Продать пчел - продать свое счастье.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Убить пчелу бесцельно - взять грех на душу.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Нельзя смотреть постороннему человеку на пчельник при подрезке меда.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Перегонять пчел, стуча палками нельзя, иначе оглушишь матку.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Пчел можно "напускать", т.е. заставлять их нападать для грабежа меда на соседские ульи. Можно также сманивать и чужие рои.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Жало у пчел для того, чтобы жалить грешников.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Пчелы, у которых матки крушиницы (т.е. вышедшие во время цветения крушины), - вороваты.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Если на Спаса пчелы не залепят соты, то соседние пчелы вербы - роевые желтенькие, с черемухи - пороечные черненькие.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Первые рои (перваки) выходят не со старыми матками, а новыми молодыми (старые их де выгоняют). Ибо, говорят пчеляки, нигде не слыхано, чтобы отец с семьей уходил из своей старой избы в другую, когда семья делится. Наоборот, семья сына уходит в новую избу.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Роенье можно допускать лишь естественное, искусственных роев делать нельзя, ибо нельзя "насиловать Божью мушку".

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Трутни - не пчелиные самцы, а музыканты и водовозы.

http://se.uploads.ru/t/AJsUY.jpg
Хлебина, т.е. цветочная пыль (составляющая насущный корм для пчел летом) считается простыми пчеляками не только не полезною, но вредною для пчел, а потому старательно осенью вырезывается. Поверьте, это, вероятно, основано на том, что в сырых крестьянских омшаниках хлебина в ульях очень скоро портится, и пчелы веною сами ее выбрасывают.
http://www.paceka.ru/interes/pov.html#

0

12

http://se.uploads.ru/t/wCLc9.jpg

По представлениям белорусов, пчелы сближают пасечников, причем это сближение имеет характер духовного родства.

пчела

Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы – «Божья угодница», «Богова», «святая» – связаны с наделением ее признаком сакральности в рамках как христианских, так и языческих представлений. Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»; без пчелы, по убеждению народа, «не могла бы совершиться обедня». На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи, чтобы пчелы, как и люди, радовались празднику. У украинцев даже было принято христосоваться с пчелами, приветствуя их возгласом: «Xристос воскресе!»

     О пчеле в народе никогда не говорят, что она сдохла, а говорят – «умерла», как о человеке. Такое отношение в значительной мере определяется поверьями о душе в облике пчелы, распространенными у русских. С подобными поверьями отчасти соотносится роль пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Представление о божественной сущности пчелы нашло отражение в ряде поверий, в которых через отрицательное отношение пчелы к тем или иным качествам человека манифестируются нормы поведения, принятые в традиции. Так, в народе верили, что пчела жалит только грешника. В одной из обнаруженных в конце XIX века в Казанской губернии рукописных книг, которые обычно передавались от одного пчеловода к другому, отмечены следующие категории людей и явления, которые «пчела ненавидит»: «Ненавижу воеводу распаливого, мужа ленивого, жену сонливу, от врага лукавого девицу, язык страмноглаго‑лив, душу погубляя». С божественной природой пчел связано также представление о том, что в улей с пчелами не бьет гром.

     По народным представлениям, пчелы своим происхождением обязаны Богу. И иногда в поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел: когда все пчелы изведутся, наступит конец света. В этиологических легендах о пчелах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола. Так, севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчел – шмелей, мед которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.

     Важными для характеристики образа пчелы являются мифо‑поэтические представления о ее «иностороннем» происхождении: по одним сказаниям свв. Зосима и Савватий вынесли пчел из горы, по другим – из какой‑то идольской страны, по третьим – даже из рая. В легенде, записанной в Черниговской губернии, упоминается, что до рождения святых угодников Зосимы и Савватия «были времена, когда в России пчел не было, а водились они только в чужеземной стороне; жили они в скалах, не выпускали роев и не распространялись по всему свету». В легенде о происхождении пчел, бытовавшей в Казанской губернии в рукописном виде, «сила пчелиная» «в святорусскую землю, в темные леса, в угодные древа и к православным христианам» пригоняется архангелом Гавриилом с помощью Духа Святого из «горы папоримской», находящейся в «земле Римской». У русских была также распространена легенда о происхождении пчел из мертвой лошади: «знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкой и брошенной в болото. Когда рыболовы опустили невода в это болото, то, вместо рыбы, вытащили улей с пчелами. От этого улья развелись пчелы по всему свету».

     Очевидно, что в этих легендах в качестве исконного местонахождения пчел выступают по большей части пространственные объекты, относящиеся в мифологической картине мира к «верхнему» или «нижнему» мирам. Кроме того, в названиях этих мест содержатся значимые для традиционного сознания оценочные характеристики, осмысляемые как положительные, светлые (рай) или как отрицательные, чуждые, темные, опасные (идольская страна, чужеземная сторона, папоримская гора и Римская земля, противопоставленные в народном восприятии православному миру).

     В других фольклорных жанрах встречается также мотив появления пчел, отражающий мифопоэтические представления о распределении мирового пространства не по вертикали, а по горизонтали. Так, например, в смоленской волочебной песне пространственные объекты указывают прежде всего на удаленность места, откуда прилетают пчелы:

     З‑за лесу черного,

     Засылай, боже, святой Зосим!

     З‑за бору з‑за щирого,

     З‑за моря з‑за синего

     Выходила туча темная, –

     То не туча, то й не облачина.

     Что у той тучи тихо говорила,

     Говорила пчелиная мати:

     «Ай вы пчелы, пчелы ярые <…>

     Куда идете, куда пойдете?..»

     Несмотря на разнообразие, все варианты обозначения начальной локальной закрепленности пчел свидетельствуют об однозначном восприятии в народном сознании их появления из «иного» мира, независимо от того, каким он представлялся носителю традиции. Мотив возникновения пчелы из мертвого животного или из «иного» мира отражает универсальную для традиционной культуры идею вечного круговорота жизни. В этом же смысле показательно, что в раннехристианском искусстве пчела символизировала восставшего из смерти Xриста, бессмертие.

     Именно «иносторонность» происхождения пчелы обусловливает такой ее признак, как сакральность. Отсюда народные поверья о том, что если у кого ведутся пчелы, то это знак особенной милости Божьей к человеку. По мнению народа, убить пчелу – грех, а воровство пчелиных ульев‑колодок равно святотатству.

     Причастность пчелы к божественному началу реализуется также в представлениях о ее деятельности как имеющей творческий характер. Так, старообрядцы Нижегородской области до сих пор считают, что пчела «Богова» потому, что она, в отличие от других животных, трудится. В заговорах работа пчелы соотносится с деятельностью Творца через мотив заполненности пространства, где улей уподобляется миру: «Как небесная высота и земная широта совершенна, так бы и мои пчелы, Божьи пташки, ульи исполняли и совершали меды густые и святые со всех цветов и с разных полей и чужих пасек несли и волокли в свои ульи и пасеку, аминь».

     Связь пчелы с Богом просматривается и в народных поверьях о том, что ежегодное зарождение пчелиных роев происходит не само собой, а по промыслу Божию. Это представление нашло отражение в многочисленных заговорах, произносимых пчеловодами 9 декабря (по ст. ст.) – в день, когда церковь вспоминает о зачатии св. Анной Богородицы: «от сего дня начали прибывать не собою, но от самого Бога Саваофа, Отца и Сына и Святого Духа и Пречистыя Богородицы и всех святых».

     Сакральная природа пчелы обусловливает закономерность соотнесения этого образа в мифопоэтическом сознании с библейскими персонажами – св. Анной и Богородицей. Это, в частности, прослеживается в назывании пчелиной матки в украинских и белорусских заговорах «Марией» или «Марьяской», а также в приуроченности пчеловодческих обрядов к дням зачатия св. Анной Богородицы и Благовещенья. Например, для обеспечения роения пчеловоду следовало на «Аннино зачатие» прийти на пасеку рано утром, потрогать каждый улей и произнести: «Свирдин и Свирдина! Анна зачала панну Пресвятую Богородицу, но не сама от себя, а от Духа Свята, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, частые рои, густые меды Господу Богу на хвалу, а мне рабу Божию (имярек) на пожиток». В заговорах такого типа пчела соотносится со св. Анной и Богородицей с помощью поэтического приема параллелизма.

     Важной датой в пчеловодстве считалось и Благовещенье. В этот день для удачной работы пчел владелец пасеки, растирая пасхальную просфору и саму пасху, произносил: «Господи, Твор‑че неба и земли и вся твари видимыя и невидимыя, как послал еси святаго Архангела Гавриила к деве Марии благовестити зачатие Сына Божия и сим исполнил небеса радостию и веселием, так пошли, Господи, угодника Твоего преподобнаго Зосима пчелам, и изобилие от росы небесныя, от влаги земныя, от всех дерев и зелий цветущих, дабы они собирали мед и воск с радостию и веселием Тебе, Господи, на хвалу, а мне рабу Твоему (имярек) на по‑житок». Для русских территорий Благовещенье – 25 марта (7 апреля) – довольно ранний срок для выставления ульев на улицу. Вместе с тем в Костромской губернии существовала примета: кто его соблюдет, у того весь год будет удача; поэтому многие пчеловоды старались перенести на пасеку в этот день хотя бы один улей.

     Связь образов пчелы и Богородицы характерна не только для заговоров. В текстах веснянок пчела и «Мати Пречистая» выполняют одну и ту же функцию – отпирают весну:

    Ты пчелочка ярая,

     Ты вылети из‑за моря,

     Ты вынеси ключики,

     Ключи золотые,

     Отомкни летечко,

     Замкни зимушку.

     Таким образом, пчелы оказываются вестницами весны.

     В традиционной культуре очень ярко выражена женская символика пчелы. В русской жатвенной песне, например, пчела – является символом девушки:

    Как летала ярая пчелка

     Да по чистому полю <…>

     Ой, искала ярая пчелка медовое судёнце <…>

     Ой, гуляла красна девка

     Да по чистому полю <…>

     Ой, искала красная девка

     Себе родного батьку.

     В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом, основным признаком которого является материнство. Вместе с тем пчеле приписываются также признаки невинности и чистоты, связанные с идеей непорочного зачатия и сближающие в этом плане с образами св. Анны и Богородицы. Тема непорочного зачатия пчелы прослеживается в загадке: «Без отца рождена, без матери жить не может». Народное представление о чистоте пчелы охватывает широкий спектр значений: это и физическая, и нравственная чистота. Так, по мнению крестьян, пчела чистоту любит, и ее в чистоте «пуще всего держать надо»; кроме того, пчелы любят вестись у хозяев, которые «за чистотой наблюдают», а грешных людей не любят. Поэтому широко распространено мнение, что пчелы лучше ведутся у стариков: «тем грешить неколи, сидят да Богу молятся, а пчела – Божья, она это любит».

     Соединение признаков чистоты и материнства, связь с Богом, а также другие качества пчелы, касающиеся особенностей ее работы, особенно ярко представлены в жанре загадки. Здесь они чаще всего демонстрируются через сравнение пчелы с женскими социовозрастными категориями в крестьянской общине. Особый – исключительный – характер женского начала в образе пчелы подчеркивается отличием ее от какого бы то ни было статуса женщины при полной реализации всех жизненных женских задач и работ: «Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена: детей водит, людей питает, дары Богу приносит». В этом же ключе обычно подчеркивается безгрешность, непорочность пчелы: «Ни солдатка, ни вдова, ни замужняя жена: много деток уродила, Богу угодила». Мотив безбрачия пчелы, ее близость к Богу и созидательное начало отражаются в использовании в загадках образов «чернички» (старой девы по своей воле) и старухи, статус которых также отмечен признаками непорочности и чистоты: «В тесной избушке ткут холсты старушки» и «Сидят чернички в темной темничке, вяжут вязеночки, без иглы, без ниточки».

     Работа пчелы в народных представлениях идеализировалась. В загадках эта особенность раскрывается разными способами. Это, например, мотив необычности ее труда: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом»; в ином тексте вязание происходит «без иглы, без ниточки». Другой чертой труда пчелы является его избыточность, что выделяет пчелу из всех: «И на себя, и на людей, и на Бога трудится». Кроме того, определяющей эти особенности оказывается такая характеристика пчелы, как наделенность ее знанием‑мудростью: «Одной пчеле Бог сроду науку открыл».

     В народном сознании пчела наделялась особым умом. Так, в связи с вопросом о сроках выпускания пчел после зимовки один из костромских пчеловодов отметил: «Когда пчелы запросятся, потому пчела животная умная – сама знает, когда ей на волю пора. Человеку у ней поучиться можно, не тошто – што!» В волынском Полесье пчелу даже называли «Божа мудрость».

     Приписываемые образу пчелы в традиционной культуре признаки идеальности и обладания исключительным знанием, несомненно, соотносятся с издавна подмеченной высокой степенью «организованности» пчел, а также особенностями создаваемых ими меда и сот. Так, структура пчелиных сот, по народным представлениям, характеризуется тем, что их ячейки при пересечении образуют подобие креста, в отличие от сот водяного, которые тот опускает в улей пчеловода, принесшего ему жертву. В последних ячейки, расположенные одна за другой, образуют общую трубку. Кроме того, мед от пчел, которых напускает водяной, считается плохим на вкус и не очень сладким.

     В традиционной культуре образ пчелы нередко имеет эротическую символику. Так, например, во вьюнишных песнях ярые пчелы являются элементом образа дерева «с тремя угодами»:

     Уж как первая угода –

     Соловей гнезда вьет

     , Соловей гнезда вьет,

     Малых детонек взведет.

     Как вторая угода –

     Белояры пчелы,

     Белояры пчелы

     Сладкий мед несли,

     Сладкий мед несли

     Ко вьюнцу‑молодцу,

     Ко вьюнцу‑молодцу

     Со обручной со своей. <…>

     Ох, уж как третья угода –

     Есть тесовая кровать,

     Ножки точеные,

     Позолоченные.

     Ох, на кроватке тесовой

     Лежит перина пухова,

     Ох, на перине пуховой

     Лежит подушка парчева,

     Ох, на подушке парчевой

     Лежит вьюнец‑молодец,

     Ох, вьюнец‑молодец

     Со обручной со своей

     Очевидно, что приношение пчелами меда символизирует сближение «вьюнца» с его «обручной». Показательно в этом плане традиционное название первого месяца супружества – «медовый месяц». У белорусов сон молодой женщины о пчелином укусе предвещает ей беременность. С эротической символикой пчел связан полесский свадебный обычай, согласно которому отец жениха в случае «честности» невесты выдирал всех пчел возле своего дома и в первую очередь угощал медом родителей невесты. В этой же связи следует отметить, что постоянный в фольклорных текстах эпитет пчел – «ярые» – является словом с тем же корнем, что и имя славянского божества весеннего плодородия Ярилы.

     В мифопоэтических представлениях и текстах пчела выполняет роль посредника, что объясняется представлениями о ее «иностороннем» происхождении. В веснянках, как уже упоминалось выше, пчела приносит из‑за моря ключи для отмыкания весны.

     Довольно отчетливо посредничество пчелы между мирами проявляется и в толкованиях снов. Так, в Краснодарском крае считали, что если во сне приснятся пчелы, то кто‑то должен умереть.

     Отмеченные представления о пчеле – непорочность, созида‑тельность, мудрость, идеальность и, следовательно, божественность, а также ее посредничество – обусловливают соответствующие характеристики и символическое значение в традиционной культуре продуктов ее труда – воска и меда. Отсюда также широкое применение их в обрядовой сфере.

     Воск, например, нередко выполнял функцию посредника в практике гаданий. Во время Святок растопленный воск выливали в воду и по застывшему изображению судили о будущем. После крещения ребенка гадали о его судьбе, для чего закатывали в воск его волосы и бросали в воду, при этом смотрели: если воск утонет, то считали, что жизнь ребенка будет недолгой. Гадание с воском использовалось и в пчеловодческой практике: «Когда на пасеке какое‑нибудь несчастье, то можно узнать виновника его. Для этого берут из поврежденных ульев воску и растопленный воск льют в воду. Выльется либо сам виновник, либо какая‑нибудь вещь, по которой можно его узнать»; чтобы наказать виновного, «лепят из воску куклу, пишут на ней имя человека и кладут под престол на сорок дней или поминают за упокой сорок обеден. Оригиналу воскового изображения тогда будет так тошно, что он сам придет и покается во всем». Общеизвестно также широкое использование огарков венчальных, четверговых, пасхальных свечей как продуцирующих и лечебных средств в различных обрядах и критических ситуациях.

     Большое значение в обрядовой практике принадлежало и меду. Его употребляли в чистом виде, а также в составе ритуальных блюд и напитков. На особую значимость меда указывает то, что блюда из него подавали в начале или в конце обрядового застолья. Ярким примером этого может служить кутья, вкушаемая прежде других блюд в рождественский сочельник и на поминках. В тверской свадебной традиции по приезде молодых от венца им сразу же подавали чистый мед, который они ели из одной ложки. «Разгонным» блюдом в свадебных застольях считались блины с дыркой посередине, куда наливали мед. Последним блюдом поминального стола являлась медовая сыта – разбавленный водой мед. Как акт «кормления» и общения с предками осмыслялся обряд поливания могил медом, приуроченный к дням Пасхальной и Фоминой недель.

     В свете рассмотренных представлений о пчеле и меде закономерно закрепление за последними символики богатства и благополучия. Так, «в старину невесте, отправляющейся в церковь, клали в карман денег, кусок хлеба и сот. Чтобы богато и сладко жилось» Что же касается создательницы меда, то можно вспомнить поверье о том, что пчелиный рой, залетевший в чужой двор, сулит хозяину этого дома счастье.

     Покровителем пчел считался водяной. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Преображение Господне некоторые пчеловоды приносили водяному жертву – бросали в пруд или болото свежий мед и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или свой лучший улей. В награду, согласно поверьям, водяной оберегал пчел. Роль водяного как покровителя пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий. Они же считались покровителями пчеловодов. В дни памяти этих святых (17/30 апреля и 27 сентября/10 октября) пасечник вынимал соты из улья и в полночь погружал мед в воду, произнося специальный заговор с обращением к ним, чтобы обеспечить хороший принос меда в следующем сезоне. На Благовещенье, в Вербное воскресенье или на Пасху пчеловоды высекали на пасеке огонь из «громовой стрелки» и зажигали им ладан для окуривания ульев и свечу перед иконой Зосимы и Савватия.

     Пчеловодство являлось довольно замкнутой «профессиональной» сферой деятельности крестьян, соотносимой с колдовством или знахарством. По представлениям народа, пчеловоды обладали особым магическим знанием, включающим владение приемами обхождения с пчелами, заговорное мастерство, следование обычаям и соблюдение запретов.

     Поскольку пчелы, согласно поверьям, ниспосланы человеку Богом, то лучшим способом их приобретения считался самостоятельный прилет роя к хозяину, случайная его находка или получение в дар, особенно от незнакомого человека. В народе верили, что пчелы не любят скупых и ведутся только у щедрых людей. Для обеспечения благополучия в ведении пчел существовал обычай весь первый воск, а также часть ежегодно получаемого воска безвозмездно отдавать в церковь. Чтобы рои не улетали, пчеловоды старались соблюдать запреты: «ни с кем не вздорить, не пить вина и не спать с женой». Существовал также запрет продавать пчел: крестьяне твердо верили, что пчел можно только дарить. В противном случае, как полагали, пчелы переведутся. Поэтому обычно продавали какой‑нибудь пустяковый предмет, а «в придачу» давали пчел. Если продажа пчел расценивалась как неблаговидное, богопротивное дело, то кража их считалась особо тяжким грехом.

     По представлениям белорусов, пчелы сближают пасечников, причем это сближение имеет характер духовного родства.

0


Вы здесь » СРЕДНЕРУССКИЕ ПЧЕЛЫ - KUZOVAT info » Другие темы » Пчеловодная мудрость


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC